Народ сасак жил на Ломбоке веками. Тем не менее, по сей день они составляют около 90% населения острова, насчитывающего более 3,4 миллиона человек. К этому числу добавляются балийцы и небольшое количество арабов, китайцев, яванцев и буги.
У Ломбока непростая история, поскольку он был свергнут несколькими культурами. В 17 веке балийские воины захватили королевскую власть сасаков Ломбока и в конечном итоге стали господствовать на острове. Поскольку Ломбок когда-то находился под властью балийской индуистской культуры, храмы все еще стоят по сей день, как тонкое напоминание о великой истории острова. Однако в настоящее время балийцы остаются в меньшинстве, особенно на западе острова.
После балийцев вмешались голландцы, и Чакранегара была взята под контроль. Индонезия получила независимость, а в 1959 году Ломбок стал частью Нуса Тенгара Барат, а Матарам был объявлен ее столицей. В 1965 году, после попытки государственного переворота в Джакарте, на Ломбоке последовали массовые убийства этнических китайцев и коммунистов. Новый порядок президента Сухарто принес стабильность в страну, но начались неурожаи и нехватка продовольствия, что привело к голоду 1966 года.
По мере того, как остров начал медленно восстанавливаться, туризм начал набирать обороты в 1980-х годах, но страна снова столкнулась с экономическим кризисом из-за политической борьбы. В начале 2000-х годов Матарам охватили беспорядки, но жертвами по-прежнему оставались китайцы, а на этот раз христиане. На острове Ломбок произошел спад, а после взрывов на Бали остров оказался в тяжелом положении. Небольшое население китайцев до сих пор проживает в Чакранегаре и Ампенане после первоначального прибытия вместе с голландцами, а после обретения независимости многие остались на Ломбоке и открыли бизнес.
Со временем Ломбок снова начал набирать обороты, Бали активно исследовался, путешественники свернули на менее посещаемые дороги, а острова Гили начали процветать. Теперь Ломбок — это тихое убежище для путешественников, ищущих идиллическое уединение на природе.
Приход ислама в 15 веке сформировал культурную самобытность Ломбока такой, какая она есть сегодня. Преимущественно все сасаки – мусульмане. В культуре до сих пор живы очарование и демонстрация героических испытаний и состязаний один на один. Распространенной практикой является Пересехан, когда двое мужчин сражаются ротанговыми посохами, используя коровью кожу в качестве щита. В культуре также существует множество традиционных танцев и обрядов посвящения. В разных регионах острова тесно соблюдаются свои традиционные танцы. Например, в центральном и восточном Ломбоке исполняется Чупак Герантанг, происходящий из Явы; танцоры носят маски и рассказывают историю романтического героя Панджи.